Редукторы и мотор-редукторы являются незаменимыми составляющими практически любой механической машины. Отличаются огромной универсальностью благодаря большому количеству разновидностей, исполнений и типоразмеров. Широко применяются в машинах и механизмах различных отраслей промышленности и народного хозяйства: металлургическое и угледобывающее оборудование, подъемно-транспортные и лесозаготовительные машины, энерго-машиностроение, нефтяная и газодобывающая промышленность, сельскохозяйственное и перерабатывающее машиностроение, строительная индустрия и др.
Редуктор — это механизм, передаточное звено, служащее для понижения частоты вращения и соответственно повышения вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим. Cостоит из зубчатых или червячных передач, заключенных в отдельный закрытый литой или сварной корпус и работающих в масляной ванне.
Мотор-редуктор — это отдельный самостоятельный агрегат, который представляет собой электродвигатель и редуктор, соединенные в единый моноблок. Он более компактен по сравнению с приводом на базе редуктора, его монтаж значительно проще, кроме того, уменьшается материалоемкость фундаментной рамы, а для механизма с насадным исполнением (с полым валом) не требуется никаких рамных конструкций.
Наибольшее распространение в промышленности получили планетарные и цилиндрические мотор-редукторы, выполненные по соосной схеме взаимного расположения электродвигателя и выходного вала. А также червячные мотор-редукторы с расположением электродвигателя под 90° к выходному валу.
Исполнение редуктора определяется передаточным числом, формой концов валов и вариантом сборки.